Закон Украины о поддержке культуры и искусства: что изменилось в налогообложении?
30.01.2021
Закон Украины о поддержке культуры и искусства: что изменилось в налогообложении?
4 ноября 2020 года был принят Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно государственной поддержки культуры, туризма и креативных индустрий» № 962-IX (Закон № 962), которым вводится ряд льготных налоговых норм для предприятий «креативной» сферы. Так как любые налоговые льготы являются стимулирующим к развитию фактором, можно говорить о том, что культура, искусство, туризм и прочие подобные отрасли являются одними из приоритетных для развития в государстве.
Рассмотрим подробнее, что изменилось в налогообложении креативных проектов.
Бюджетные гранты: специальные нормы в НКУ
В Налоговом кодексе появляется определение такого понятия, как бюджетный грант. Это целевая помощь в виде средств или имущества, которая предоставляется безвозвратно за счет средств или имущества государственных, местных бюджетов, международной технической помощи, для реализации проекта или программы в сферах культуры, туризма, а также в секторе креативных индустрий (об этом - позже), спорта, прочих гуманитарных сферах в порядке, определенном Законом. Перечень государственных грантодателей утверждается Кабинетом Министров Украины.
Кроме того, включены специальные льготные нормы в статью 140 НКУ в части налоговых разниц. Получатель бюджетного гранта уменьшает финансовый результат на сумму полученного гранта (пп.140.4.8 НКУ), а расходы, понесенные в связи с выполнением бюджетного гранта – увеличивают финансовый результат (пп.140.5.16 НКУ). Это означает, что сумма бюджетного гранта проходит в учете «транзитом», по сути не затрагивая финансовый результат.
Физические лица-предприниматели на общей системе, а также самозанятые лица тоже получили освобождение от включения в состав доходов сумм бюджетных грантов. Об этом указано в пп. 177.3.2., 178.3 НКУ соответственно. Для плательщиков единого налога в пункт 292.1 Кодекса внесено дополнение о том, что доходы в виде бюджетных грантов не включаются в состав доходов плательщиков единого налога.
Однако в НКУ также добавлен пункт о том, что плательщик единого налога теряет право не облагать налогом такой бюджетный грант в случае его нецелевого использования (пп.12 пп.292.11 НКУ).
Проезд, проживание, питание участников культурных мероприятий, которое оплачено учреждением культуры, больше не является допблагом
В четвертом разделе НКУ появилась специальная норма подпункта 164.2.17 «б». Если учреждение культуры оплачивает субъекту (физическому лицу) товары и услуги проезда, проживания, питания, охраны, страхования, медицинского обслуживания, тренировки, которые связаны с его участием в создании, показе и проведении культурных, в том числе гастрольных мероприятий на основании договора с таким учреждением, такие расходы не считаются дополнительным благом физического лица.
Чтобы понять, кто может воспользоваться такой нормой, придется обратиться к определению понятия «учреждение культуры», которое приведено в п.5 ст.1 Закона Украины «О культуре».
Учреждение культуры – юридическое лицо, основной деятельностью которого является деятельность в сфере культуры, или структурное подразделение юридического лица, функции которого состоят в ведении деятельности в сфере культуры.
Как видим, определение учреждения культуры является довольно широким. Полагаем, что в части применения норм налогового закона будет использована идентификация этого субъекта по КВЭДу. Однако обращаем ваше внимание, что учреждение культуры – это в том числе структурное подразделение. Следует ли из этого, что любое предприятие может у себя создать «культурный департамент» и пользоваться вышеуказанными преференциями? Думаем, что да.
Бюджетный грант в пользу физического лица не облагается налогом с доходов граждан
В статью 170 НКУ включена дополнительная оговорка об освобождении от налогообложения бюджетного гранта, который получен физлицом (гражданином). Условия, при которых такой грант не включается в годовой облагаемый доход гражданина, описаны в пункте 170.7-1 ст.170 НКУ. В частности, является обязательным предоставление отчета о целевом использовании бюджетного гранта. Фактически получатель должен либо отчитаться за целевое использование гранта, либо вернуть полученные средства грантодателю, также в отдельных случаях предусмотрена доплата налогов.
НДС 7%: льготы и преференции для отдельных сфер деятельности
Льготы по НДС для культурной и творческой сферы охватывают ряд операций и видов деятельности. Эти операции с 01.01.2021г. облагаются по льготной ставке 7%.
В частности, это:
- предоставление услуг показа (проведения) театральных, оперных, балетных, музыкальных, концертных, хореографических, кукольных, цирковых, звуковых, световых и прочих спектаклей, постановок, выступлений профессиональных творческих коллективов, артистических групп, актеров и артистов (исполнителей), кинематографических премьер, культурных мероприятий;
- предоставление услуг показа оригиналов музыкальных произведений, демонстрации выставочных проектов, проведения экскурсий для групп и отдельных посетителей в музеях, зоопарках и заповедниках, посещение их территорий отдельными посетителями;
- оказание услуг распространения, демонстрации, публичного оповещения и публичного показа фильмов, адаптированных согласно украинскому законодательству в украиноязычные версии для лиц с нарушением зрения и слуха. Добавим, что эти услуги временно, на период с 01.01.2023 по 01.01.2025 года освобождаются от НДС полностью.
- оказание услуг временного размещения (проживания), которые предоставляются отелями и прочими подобными средствами временного размещения (класс 55.10 группа 55 КВЭД ДК 009:2010 ). Для отельного бизнеса такая льгота по НДС введена лишь на срок до конца 2022 года.
При импорте этих услуг из-за рубежа для начисления налоговых обязательств за нерезидента также применятся пониженная ставка НДС 7% согласно п.208.2 ст.208 НКУ.
Резюме. Как нам кажется, налоговые льготы, предоставленные предприятиям и организациям сферы культуры и искусства, предназначены как простимулировать открытие, рост, развитие таких проектов, так и упростить работу с бюджетными грантами в это сфере. Мы считаем, что в ближайшие годы государство планирует провести значительные бюджетные выплаты для поддержки многочисленных культурных проектов в Украине.