Вот уже примерно полгода, как возвратная финансовая помощь считается «грязной» операцией. Перечисление финпомощи останавливают банки в рамках финансового мониторинга, а налоговые органы пытаются переквалифицировать ее во что-то другое. Предпринимателей, перечислявших финпомощь партнерам, пытаются «снять» с упрощенной системы налогообложения из-за статуса якобы поставщика финансовых услуг. Директора, вносившего финпомощь, обвиняют в том, что он вносил скрытую выручку. Тем, кто снимает финансовую помощь, вменяют получение необлагаемых доходов. Причем сложности возникают как при внесении заемных средств, так и при снятии. Банк на каждом из этапов требует подтверждение источника происхождения средств.
Что такое финпомощь?
В качестве финансовой помощи вносятся свободные деньги в наличной форме. Это деньги, которые либо уже сняты со счета компании разными способами, полностью легальными или не совсем, либо же получены от покупателей в наличной форме. В любом случае на практике это, как правило, кэш, который находится в обороте бизнеса.
Если бы не законодательство о кассовой дисциплине родом из советским времен, то наличные можно было бы хранить в кассе и использовать для оплаты другим субъектам. Но с нашим усиленным регулированием оборота наличных средств у предприятия, если оно не из сферы розничной торговли, в кассе остатка быть не должно. И поэтому директор фирмы снимает деньги и кладет, кладет и снимает.
Главное преимущество такой операции – с нее не нужно платить налоги. Сумма финпомощи не включается в доход, не облагается НДС. Внесенные средства можно снять в любой момент при необходимости. Можно было снять. До того, как это стало «грязной» операцией.
Проблема первая. Финансовый мониторинг.
Операция по внесению финпомощи на банковский счет предприятия блокируется банком в момент осуществления. В качестве альтернативы клиенту могут предложить услугу «кредит под депозит», которая позволяет получить свои деньги в наличной форме непрямым путем. Если же настаивать на своем, показать источник происхождения средств и все же внести финпомощь – аналогичная блокировка операции может произойти при попытке снять деньги со счета юридического лица или ФЛП. Сумма может не иметь значения – блокируются и те операции, объем которых не достигает 150 тыс. грн. У банка как субъекта первичного финансового мониторинга есть полномочия остановить проведение сомнительной операции.
Проблема вторая. Финансовая услуга, выручка или дисконтирование.
Мы уже писали о том, что фискалы лишают ФЛП на ЕН статуса плательщика единого налога на том основании и с того отчетного периода, в котором предприниматель провел операцию по выдаче кому-то финпомощи. Ссылаются на запрет пребывания на упрощенной системе лицам, оказывающим финансовые услуги. Судитесь до посинения, дорогие господа предприниматели, но ваш налогооблагаемый доход в ходе налоговой проверки будет пересчитан по правилам общей системы налогообложения.
Для предприятий, получающих финпомощь, негативных сценариев два. Первый – переквалификация суммы финпомощи в выручку. Переквалификация хозяйственных операций - прерогатива налоговых органов. Безусловно, каждый случай индивидуален, но если финпомощь поступала от покупателя, а потом был проведен зачет с задолженностью за поставку товара, и эта схема была на потоке, то риск переквалификации сумм займа в выручку с НДС - высокий. Если финпомощь вносилась учредителем, и предприятие корректирует финансовый результат на налоговые разницы, то тренд последних месяцев – дисконтирование задолженности. Суть его в том, что предприятие, пользуясь беспроцентной финансовой помощью, получает виртуальный доход в виде процентов, которые теоретически платило бы кредитору, если бы получало банковский кредит. Идея дисконтирования у фискалов разваливается, если точные сроки пользования денежными средствами не определены. Нельзя применить процентную ставку без сроков пользования.
Сложившаяся ситуация – еще не окончательный вердикт схеме с финансовой помощью. Банковская практика может измениться. Но на данный момент объективно ситуация такова, что необходимо искать другие подходы к организации денежного оборота в бизнесе.
Что можно сделать? Как вариант - увеличить уставный капитал предприятия. Внести деньги в УК несложно, но их потом не снять в любой момент. Правда, как показывает практика, и финпомощь вытянуть из оборота компании-плательщика НДС почти нереально. Ведь ее догонят все отсроченные налоги, так как для возврата финпомощи нужно будет получить выручку, а она уже содержит НДС и подпадает под включение в состав доходов при реализации товара.
Краткий совет: рассмотрите вариант, при котором вы сможете вести дела, максимально избегая потребности в финансовой помощи. Это не так просто, но это стоит сделать.
kievbusinesscentre.com.ua