Петля НДС, и как не затянуть её у себя на шее
Материал подготовлен для журнала Деньги.
Единый реестр расходных накладных, интеграция данных с СЭА НДС, единая система учета движения товаров, система учета перемещения товаров в разрезе УКТВЭД и в натуральных измерителях… И это неполный перечень анонсированных мер по борьбе с уклонителями от налогов, в частности – налога на добавленную стоимость.
Предложения по покупке фиктивного налогового кредита на рынке были, есть и будут. Кто-то из предпринимателей пользуется такими услугами по инерции, не просчитывая реальный баланс выгод и потерь от такой тактики в перспективе. А стоило бы.
«Петля» НДС может оказаться всего в трех ступеньках от принятого по инерции решения.
Первая ступенька. Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.
Немного математики. Некая компания получает выручку в размере 10 миллионов гривен в месяц с НДС, себестоимость товаров, которые продаются, 9 миллионов гривен, также с НДС. Напомню, что мы моделируем искусственную ситуацию, без дебиторской и кредиторской задолженности, которая в реальности, несомненно, существует.
Так, у компании остался 1 миллион операционной прибыли. Все прочие расходы компания несет без НДС. Таким образом, НДС к уплате за месяц составит шестую часть, или 166 667 грн., остается 833 333 грн. Расходы компании без НДС составляют, скажем 810 000 грн. И представим даже такую нереалистичную ситуацию, что все расходы – безналичные.
После всех оплат на банковском счету остается всего 23 333 грн. Это и на резерв для покрытия задолженностей, и на развитие, и доля прибыли собственника. Очень мало, не так ли?
Человек неподготовленный скажет, что надо повысить цену или сократить расходы, или сделать что-то еще, чтобы изменить бизнес-модель. Но фишка в налоге, и наш бизнесмен часто спрашивает себя, готов ли он отдать государству 166 тыс. грн., получив всего 23 тыс.грн., или можно «что-то предпринять»?
Ступенька вторая. Купить что-нибудь ненужное.
Расценки на рынке «бумажных» товаров, работ и услуг с НДС колеблются от 10 до 15%. Тариф применяется к общей сумме с НДС. «Белый» НДС можно купить за 17% (это не шутка, хотя смешно). Зачем покупать «белый» НДС? Фишка в этом случае не в НДС, а в наличных. Оплатив 166 667 грн. НДС в бюджет, собственник бизнеса не решает проблему с выведением налички (если хотите - распределенной прибыли). Экономия в процентах – от 1 до 6,67, возьмем усредненный показатель 4%.
Экономия в деньгах в нашем примере – 40 тыс. грн. Компания получает к белой прибыли 23 333 грн. + 40 000 грн. такой «бонус за сообразительность». Деньги? Деньги.
Ступенька третья и… петля.
Дальше, как говорится, погнали. Чтобы не платить НДС, предприятие на весь миллион «операционки» покупает кирпич силикатный. Пусть полежит. НДС сэкономлен, кэш в чемодане. Дальше нужно оплатить расходы без НДС, нужен безнал. Владелец бизнеса вносит его в виде возвратной финансовой помощи, будут свободные деньги – вернет себе. Внутренний голос говорит ему: «нет, братан, не вернешь». И это правда, так как извлечение денег из компании с НДС чревато уплатой НДС. Ведь нужно пригнать выручку с НДС, оплатить налог, а потом вернуть финпомощь, но смысла нет. Кроме того, компания не может полностью рассчитаться за кирпичи, платит только процент за документы. Зависают хвосты с двух сторон, на складе кирпичи, в кредиторской задолженности – долг за эти самые кирпичи и невозвращенная финпомощь. Если повезет, из кирпичей удается построить стену. И потихоньку амортизировать. Кредиторы потихоньку банкротятся, и запускается бумажный перевод долга. Если вы себя узнали, то вы в петле.
Из петли можно попытаться вылезти. Методы: «контора умерла», «чистка кармы» путем реорганизации предприятия тоже активно предлагаются на рынке и тоже стоят немалых денег. В конечном итоге нерадивый бизнесмен может оказатися в минусе по деньгам, мы уже не говорим о психологических, репутационных потерях и возможных проблемах с законом.
Работать в «петле» - очень стрессово, риски, что в схеме что-то пойдет не так, высоки. Сначала кажется, что они оправданы. Но, как сказал нам один бизнесмен, «я больше не хочу ходить в офис как на войну, я хочу просто зарабатывать».
Мы высчитали в его случае, что расходы на выплаты за «бумажные» поставки, и проблемы, связанные с администрированием таких движений, включая услуги аудиторов и юристов по решению этих самых проблем, почти полностью нивелируют ту экономию на налогах, которая изначально казалась очень привлекательной. Но что делать, если без «петли» бизнес нежизнеспособен, и вся маржинальность, собственно, и состоит в экономии на налогах?
И еще один риторический вопрос: как же так вышло, что, несмотря на кривую, громоздкую, уродливую систему электронного администрирования НДС (СЭА НДС), налоговый кредит продается и покупается? Эти бумажные налоговые накладные проходят все регистрации, мониторинги, критерии рисковости, коэффициенты запасов на складах, и т.п.? Наверное, ответ таков: во всех областях работают профессионалы.
Мораль.
Считать нужно всем. И бизнесу, и правительству.
Что касается единого реестра расходных накладных и прочих мер закручивания гаек. По нашему мнению, система налогообложения должна быть устроена так, чтобы платить налог было дешевле, чем пытаться его обойти. Поэтому логичный ответ на систематические ухищрения бизнеса в этом направлении – это снижение ставок налогов. А вовсе не выкручивание рук.
kievbusinesscentre.com.ua