домой   контакт   поиск       войти

Зачет встречных требований в ВЭД по новому Закону «О валюте и валютных операциях»

     
 

07.11.2018

Вопрос

Является ли зачет встречных требований нарушением Декрета КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» или Закона «О валюте и валютных операциях», что повлечет за собой применение санкций?

Ответ

Основания и порядок прекращения обязательств предусмотрены главой 50 Гражданского кодекса Украины (далее – ГК Украины). Согласно ч.4 ст.598 ГК Украины законом могут быть установлены случаи, когда прекращение обязательств на
определенных основаниях не допускается.
Основным основанием прекращения обязательства является его исполнениепроведенное надлежащим образом (ст.599 ГК Украины). Также среди оснований прекращения обязательства можно выделить его прекращение зачетом встречных
однородных требований, срок исполнения которых наступил, а также требований, срок исполнения которых не установлен или установлен моментом предъявления требования. Зачет встречных требований может осуществляться по заявлению одной из сторон (ч.2 ст.601 ГК Украины), хотя на практике прекращение обязательства зачетом встречных требований осуществляется преимущественно по соглашению сторон с оформлением акта зачета встречных однородных требований или другого аналогичного документа.
Статьей 7 Декрета Кабинета Министров Украины от 19.02.1993г. №15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (далее – «Декрет»), который утрачивает силу с 07.02.2019 года, определяется порядок организации расчетов в иностранной валюте. Согласно ч.1 указанной статьи в расчетах между резидентами и нерезидентами в пределах торгового оборота используется как средство платежа иностранная валюта и денежная единица Украины – гривна. Такие расчеты осуществляются только через уполномоченные банки в порядке, установленном Национальным банком Украины. За нарушение указанного порядка расчетов абзацем 6 пункта 2 ст.16 Декрета предусмотрена юридическая ответственность.
В Законе Украины «О валюте и валютных операциях» также содержится правило о том, что трансграничный перевод (перечисление) валютных ценностей осуществляется исключительно через уполномоченные учреждения. Порядок проведения перевода валютных ценностей определяется Национальным банком Украины (ст.7 Закона). Также Закон предусматривает санкции за нарушения указанного требования (ч.4 ст.14). Предусмотренные ст. 7 Закона Украины «О валюте и валютных операциях» и ст.7 Декрета ограничения касаются трансграничных переводов (перечисления) средств или, в терминологии Декрета, организации расчетов между резидентами и нерезидентами, то есть нормы указанной статьи определяют особенности исполнения денежных обязательств как способа их прекращения (ст.599 ГК Украины). Нормы Закона и Декрета не регулируют и не исключают возможности прекращения денежных обязательств другими способами, кроме непосредственно исполнения путем перечисления
денежных средств через уполномоченные банки.
Специальные законодательные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность и осуществление расчетов по экспортным и импортным операциям, в частности Закон Украины «О валюте и валютных операциях» также не содержат запрета на прекращение обязательств по внешнеэкономическим договорам (контрактам) путем зачета встречных требований или на иных основаниях, предусмотренных ГК Украины.
Более того, специальный нормативно-правовой акт в сфере валютного регулирования – Инструкция о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденная постановлением Правления НБУ от 24.03.1999г. №136 предусматривает порядок снятия с контроля экспортной, импортной операции в случае прекращения обязательств по этим операциям зачетом встречных требований (пункт 1.11 Инструкции).
Государственные органы в своих разъяснениях неоднократно прямо или косвенно указывали на то, что прекращение обязательств по внешнеэкономическим договорам (контрактам) путем зачета является законным. К таким разъяснениям можно отнести письма Национального банка Украины от 23.06.1999г. №18-211/1872-5495, от 26.01.2001г. №18-213/326, письмо Министерства экономического развития и торговли Украины от 07.03.2014г. №4122-03/7252-08, письмо Государственной фискальной службы Украины от 28.11.2014г. №7671/6/99-99-12-01-03-15.
Законность прекращения обязательств по внешнеэкономическим договорам (контрактам) путем зачета встречных требований также подтверждается судебной практикой, в частности, постановлениями Верховного Суда Украины от 17.12.2002г. по делу № 2-15/2542-02 и от 28.01.2003г. по делу №188/12-204, от 06.05.2008г. по делу № 21-1518 во 07 (решение в ЕГРСР №3402031), определениями Высшего административного суда Украины от 25.01.2016г. №К/800/35729/14 по делу №2а/1570/4164/2011, от 24.11.2014г. № К/800/63470/13 по делу №2а-8142/12/2670, постановлениями Окружного административного суда города Киева от 18.04.2016г. по делу №826/24077/15, от 30.03.2016г. по делу №826/24933/15 и другими. 

Читайте обзор нового законодательства о ВЭД в материале ВЭД в 2019 году. Закон о валюте и валютных операциях.Что ждет экспортеров и импортеров с нового года?

Закон Украины "О валюте и валютных операциях" и все нововведения, связанные с ним - на семинаре Александры Томашевской "ВЭД глазами профессионала..."


Возврат к списку