Что останется от упрощенной системы в 2016 году?
UPD. Материал подготовлен на базе законопроектов №3630 и № 3631. Рассмотрение депутатами проектов налоговой реформы перенесено на 2016 год. Принятый 24 декабря закон о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (закон №909-VIII) оставляет действующую упрощенную систему налогообложения без существенных изменений. Изменения коснулись предела дохода для пребывания на упрощенной системе для плательщиков третьей группы, этот предел составит 5 млн. грн. Также на 1% повышена ставка ЕН для указанных плательщиков.
В результате многочисленных переговоров и обсуждений налоговая система Украины с 2016 года остается практически неизменной. Однако всерьез попала «под нож» упрощенная система налогообложения, которая будет существовать с 2016 года в очень усеченном виде. Что же сейчас осталось от упрощенной системы, которая существовала в Украине с 1998 года, и на которой на текущий момент находится более 3 миллионов субъектов хозяйствования?
Юридические лица: общая система налогообложения для всех.
Более 160 тысяч юридических лиц, которые находились на упрощенной системе налогообложения до 2016 года, автоматически окажутся плательщиками налога на прибыль на общих основаниях.
Напомним, что предельный объем дохода для юридических лиц 3-й группы ЕН составлял 20 млн.грн., при этом субъекты могли не быть плательщиками НДС. А так как предел для обязательной регистрации в качестве плательщика НДС с 01.01.2016 г. составит 2 млн.грн., сотни тысяч субъектов обязаны будут в десятидневный срок (до 10 января) подать заявление на регистрацию плательщиками НДС (см. Порядок регистрации плательщиков НДС, приказ Министерства финансов от 14.11.2014 № 1130). В противном случае все проведенные после 11 января облагаемые операции будут являться базой налогообложения НДС, а права на налоговый кредит у налогоплательщиков не будет. Коротко: потенциальный штраф за «невнимательность» к этому пункту составит 20% от оборота.
Отделаются легким испугом лишь те, кто за прошлый год удержался в пределе до 2 млн.грн. «облагаемых», они окажутся плательщиками налога на прибыль с единоразовой подачей годового отчета. Главное – «не высовываться».
Ожидаемый эффект: сотни и тысячи брошенных фирм, для которых НДС – неподъемный налог (сфера услуг, где налоговый кредит практически отсутствует). Рывок в покупках и регистрациях новых компаний для тех, кто мобилен и готов перезаключить договора с клиентами на нескольких новых субъектов для того, чтобы удержаться в пределе 2 млн. необлагаемого НДС оборота.
Физические лица-предприниматели на 2-й группе ЕН.
Налоговые каникулы для этих субъектов закончились. Об уплате сумм на уровне 244 грн. единого налога и 423 грн. ЕСВ в месяц можно забыть навсегда. И если ранее у предпринимателя с официальным годовым доходом в пределах 1 500 000 грн. (для работы без РРО – до 1 000 000 грн.) бюджет на налоги не превышал 7 000 грн. в год, то с 1 января 2016 года суммы налоговых платежей возрастут в разы, а применение РРО станет обязательным с 01.07.2016г.
Группа «Б», куда автоматом попадут «второгруппники», предполагает платежи на уровне 7,5% от оборота, что в 10 раз превышает прошлогодний «налоговый» бюджет. Расчеты налогооблагаемой базы приведены ниже.
Физические лица на 3-й группе ЕН: иллюзия экономии
Слоган изменения порядка подсчета налогов на новой группе «Б»: "Зачем просто, если можно сложно". Если раньше предприниматель просто множил выручку на процент, сейчас ему нужно сначала определить базу налогообложения, то есть уменьшить выручку на некий установленный законом коэффициент, а потом облагать по действующие ставкам: ЕН и ЕСВ. Но чтобы посчитать суммарную налоговую нагрузку, надо знать, сколько всего придется платить ЕН+ЕСВ (напомним, фиксированного размера ЕСВ на уровне минимума налоговое законодательство уже не предусматривает).
Поскольку законопроект № 3630 предусматривает предел дохода для группы «Б» на уровне 2 000 000 грн., возьмем налоги по максимуму из этого предела. Уменьшающий коэффициент расходов на 2016 год составит 0,85 (с 2018 года – 0,65, а с 2019 года – 0,45). База налогообложения будет выглядеть так:
2 000 000 - (2 000 000 х 0,85) = 300 000 грн.
Этот доход будет облагаться 18% ЕН (ставка НДФЛ), а также 20% ЕСВ*. Суммарно нагрузка составляет 38%, но с учетом максимальной величины облагаемого дохода (см.ниже).
(Налогообложение единым социальным взносом согласно законопроекту № 3631 от 11.12.2015г. предусматривает максимальный предел для ЕСВ на уровне 25 минимальных зарплат, но не менее минимального взноса с одной минимальной зарплаты. Если минимальная зарплата на 01.01.2016г. предложена на уровне 1378 грн., максимальный ежемесячный взнос ЕСВ для всех граждан с высоким доходом составит : 1378 грн. х 25 = 34450 грн., 34450 х 20% = 6890 грн. - взнос для доходов 34550 и более грн. в месяц.)
Доход ФЛП/год
|
2000000
|
Доход ФЛП/месяц
|
166666,67
|
Коэф.
|
0,85
|
Услов.расходы
|
141666,67
|
База налогообложеня
|
25000,00
|
ЕН 18%
|
4500
|
ЕСВ 20%
|
5000
|
Всего налоги в мес.
|
9500
|
Налоги в год
|
114000
|
Соотношение в процентах к доходу: 114 000 / 2 000 000 = 0,057, т.е. 5,7%.
Нужно еще добавить, что для предпринимателей нынешней 3 группы ЕН с нового года в группе «Б» РРО при проведении наличных расчетов станет обязательным прямо с 01.01.2016г. независимо от объема выручки (превысили 1 млн. грн. или нет). Сейчас предпринимателям на упрощенной системе налогообложения, чей доход в пределах 1 млн.грн. в году, при проведении наличных расчетов РРО не нужен.
Предприниматели на третьей группе ЕН, конечно, эту неприятность переживут. Увеличат цены, в конце концов. А вот для ФЛП 2 группы рост платежей может поставить под угрозу всю деятельность. Однако закон есть закон, таковы будут условия работы.
Ожидаемый эффект. Закрытие или «замораживание» субъектов предпринимательской деятельности, чей доход не «уместился» в условия группы «Б» - в предел 2 млн.грн. Открытие новых субъектов, которые в качестве новосозданных какое-то время проработают. Явление, по нашим прогнозам, будет носить массовый характер, так как превышение объема 2 млн.грн. тянет за собой не только потерю права пребывания на едином налоге, но и обязанность регистрации в качестве плательщика НДС. А для предпринимателя, который до сих пор не вел учет расходов, не хранил на них документы, и тем более не высчитывал потери на отвлечении оборотных средств на уплату НДС, стать внезапно плательщиком НДС просто не по карману.
Вместо резюме.
Почему субъекты малого бизнеса выбирали упрощенную систему, которая не всегда была оптимальной с точки зрения экономии на налогах? Причин две. Первая – упрощенный учет, простой подсчет налога, нет необходимости «отстаивать» расходы. Вторая причина – чтобы избежать регистрации плательщиком НДС. НДС – налог сложный, тяжелый в администрировании, сам предприниматель без помощи квалифицированного бухгалтера вести учет не сможет, не говоря уже о том, что НДС нужно добавить к цене товара, иначе заниматься бизнесом может стать невыгодно в 2016 году.
Также читайте - "Единый налог - 2016"
kievbusinesscentre.com.ua