домой   контакт   поиск       войти

О необходимости внесения изменений в Налоговый кодекс относительно предоставления турагентам права пребывать во второй группе плательщиков единого налога

     
 

18.02.2012


Со вступлением в силу Закона № 4014-VI от 4 ноября 2011 года «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности» упрощенная система налогообложения в Украине для большинства субъектов малого предпринимательства стала более привлекательной. В частности, увеличен предельный объем дохода для «единщиков», устранены пробелы в законодательстве относительно порядка определения предельного размера доходов юридических лиц и физических лиц-предпринимателей на упрощенной системе налогообложения, урегулирован порядок определения в целях налогообложения единым налогом дохода субъектов хозяйствования, работающих по договорам поручения, агентским договорам, договорам транспортного экспедирования. Можно выделить еще целый ряд позитивных изменений, произошедших в сфере применения упрощенной системы налогообложения.

Однако практика применения норм Налогового кодекса Украины «упрощенцами» уже в первом квартале 2012 года выявила ряд недостатков новой системы единого налога, которые в дальнейшем необходимо устранять путем внесения изменений в Налоговый кодекс Украины.
Одним из таких недостатков является то, что представители малого бизнеса в сфере оказания туристических услуг - физические лица-предприниматели, осуществляющие турагентскую деятельность, фактически были лишены возможности работать и платить налог по правилам второй группы плательщиков единого налога. Причина этого - предусмотренные Налоговым кодексом Украины ограничения относительно пребывания во второй группе плательщиков единого налога.

Так, согласно подпункту 2 пункта 291.4 НК Украины ко второй группе плательщиков единого налога могут быть отнесены физические лица-предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность по оказанию услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и / или населению, производство и / или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства, при условии, что указанные налогоплательщики соответствуют ряду критериев, которые содержатся в указанном подпункте Кодекса.

В соответствии с ч.13 ст.20 Закона Украины «О туризме» (в редакции Закона по состоянию на 20.02.2012 года) права и обязанности, ответственность сторон и другие условия договора между туроператором и турагентом определяются в соответствии с общими положениями об агентском договоре, если иное не предусмотрено договором между ними, а также настоящим Законом. В соответствии с ч.7 ст.22 указанного Закона (в редакции Закона по состоянию на 20.02.2012 года), права и обязанности, ответственность сторон и другие условия договора между туроператором (турагентом) и гостиницей или другим субъектом, предоставляющим услуги по размещению, определяются общими положениями об агентском договоре, если иное не предусмотрено договором между ними и настоящим Законом.
Учитывая приведенные положения Закона Украины «О туризме», большинство туристических операторов, реализующих туристический продукт, заключают с турагентствами соответствующие агентские договоры. Также данный вид договора применяется при реализации услуг временного размещения в гостиницах, санаториях и т.д. с привлечением туристических агентов.

Определение предмета агентского договора приводится в статье 297 Хозяйственного кодекса Украины: «По агентскому договору одна сторона (коммерческий агент) обязуется оказать услуги другой стороне (субъекту, которого представляет агент) в заключении сделок или содействовать их заключению (оказание фактических услуг) от имени этого субъекта и за его счет».

Таким образом, хозяйственная деятельность туристических агентов, которые работают со своими партнерами по агентским договорам, по своей правовой природе является деятельностью по оказанию агентских услуг (услуг коммерческого посредничества) туристическим операторам и другим участникам отношений в сфере туризма. Учитывая, что туристическими операторами согласно действующему законодательству (ст.5 Закона Украины «О туризме») могут выступать только юридические лица, и такие юридические лица в основном находятся на общей системе налогообложения, турагенты, предоставляя услуги таким лицам, не могут находиться во второй группе плательщиков единого налога.
Считаем такую ​​ситуацию с применением упрощенной системы налогообложения туристическими агентами несправедливой. Физические лица-предприниматели, которые только начинают свой бизнес в туристической сфере, нуждаются в простой, не требующей специальных знаний и навыков, системе налогообложения. Именно такой механизм работы предусматривает вторая группа плательщиков единого налога.

Необходимость урегулирования проблемы пребывания туристических агентов во второй группе плательщиков единого налога объясняется также тем, что альтернативная ей третья группа плательщиков ЕН таит в себе определенные риски для турагентов. Речь идет о туристических агентах, которые работают с туроператорами или другими поставщиками туристических услуг, заключающими с предпринимателями не агентские, а альтернативные варианты договоров, в частности договоры комиссии. Физические лица-предприниматели, работающие по таким альтернативным видам договоров, вынуждены уплачивать единый налог в размере пяти процентов от общей суммы средств, поступающих от туристов, ведь п.292.4 Налогового кодекса Украины определяет, что доходом для целей налогообложения единым налогом является вознаграждение посредника только в случае применения таких видов договоров, как агентский договор, договор поручения и договор транспортного экспедирования. Практика туристического бизнеса свидетельствует, что турагент в подавляющем большинстве случаев не имеет возможности выбирать вид договора с туроператором или иным поставщиком туристических услуг, и вынужден принимать те схемы работы, которые ему предлагает туроператор, гостиница, авиакомпания и т.д.
Реализация туристического продукта или отдельных туристических услуг юридическими лицами с привлечением коммерческих агентов (турагентов) не сопровождается применением незаконных схем минимизации налогов. Поэтому возможность пребывания туристических агентов во второй группе плательщиков единого налога не создает дополнительных рисков минимизации налоговых обязательств юридическими лицами, находящимися на общей системе налогообложения.

Считаем, что первое предложение подпункта 2 пункта 291.4 ст.291 Кодекса необходимо изложить в следующей редакции:

"2) вторая группа - физические лица - предприниматели, которые осуществляют хозяйственную деятельность по оказанию услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и / или населению, производство и / или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства, турагентскую деятельность, при условии, что в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 человек, объем дохода не превышает 1 000 000 гривен."

Необходимо подчеркнуть, что термин «турагентская деятельность» применяется в законодательстве (ч.2 ст.17 Закона Украины «О туризме»). Однако соответствующий вид экономической деятельности по КВЭД-2010 носит название «Деятельность туристических агентств», код КВЭД-2010: 79.11.


Дмитрий Гарный, Александра Федак


Семинар по теме

 


Возврат к списку