домой   контакт   поиск       войти

Изменения в Налоговый кодекс в сфере администрирования налогов. Закон от 07.07.2011 г. № 3609-VI (законопроект № 8217)

     
 

10.07.2011

Этим летом бизнес так и не дождался реформирования упрощенной системы налогообложения. Соответствующий законопроект, скорее всего, будет рассмотрен осенью.

Тем не менее, в Налоговый кодекс были внесены некоторые изменения – 7 июля Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины (относительно усовершенствования некоторых норм Налогового кодекса Украины, законопроект №8217)».

Ниже изложены основные, наиболее важные изменения, которые касаются полномочий налоговых органов и процедур администрирования налогов. 

1.    Законом вводятся, а точнее – восстанавливаются полномочия налоговых органов по предоставлению обобщающих налоговых консультаций, в которых будет отражаться позиция органов ГНС, сложившаяся по результатам обобщения индивидуальных налоговых консультаций. Что касается индивидуальных налоговых консультаций, то через некоторое время наряду с устными и письменными налоговыми консультациями будет внедрена электронная форма налоговых консультаций (п.52.3. НК). Кроме того принятыми изменениями в Налоговый кодекс конкретизирован срок предоставления налоговыми органами индивидуальных налоговых консультаций – 30 календарных дней с момента обращения налогоплательщика за получением консультации.

2. Расширена сфера применения электронных документов в отношениях налогоплательщиков и налоговых органов. Пунктом 42.4. НК предусмотрено, что с налогоплательщиками, которые подают отчетность в электронной форме, переписка органами ГНС может осуществляться средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований закона относительно электронного документооборота и электронной цифровой подписи. Тем не менее, по требованию налогоплательщика, который получил документ в электронной форме, орган государственной налоговой службы предоставляет ему соответствующий документ в бумажной форме на протяжении трех рабочих дней со дня поступления соответствующего требования.

3.  Усовершенствована формулировка принципа конфликта интересов. Так, в соответствии с п.56.21. НК, в случае если норма Налогового кодекса или другого нормативно-правового акта, изданного на основании Кодекса, или когда нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов, либо когда нормы одного и того же нормативно-правового акта, противоречат друг другу и допускают неоднозначное (множественное) толкование прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение как в пользу налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика.

4. Устранена неоднозначность в вопросе признания налоговых деклараций неподанными. В соответствии с пунктом 49.15. Налогового кодекса, изложенным в новой редакции, декларация, направленная почтой или средствами электронной связи, будет считаться неподанной в случае, если она заполнена с нарушением норм пунктов 48.3. и 48.4. Кодекса, при условии направления налоговым органом налогоплательщику письменного отказа в принятии его налоговой декларации. 

5. Пунктом 85.2. Налогового кодекса в новой редакции крупные налогоплательщики освобождены от обязанности предоставлять налоговому органу в ходе проверки документы в электронной форме до утверждения центральным органом государственной налоговой службы формата и порядка подачи информации налогоплательщиком в электронной форме.

6.   Расширен перечень оснований для обращения налоговых органов к налогоплательщикам с письменным запросом о предоставлении налоговой информации (пункт 73.3. Налогового кодекса).

7. Устранены противоречия относительно перечня документов, необходимых должностным лицам налоговых органов для возможности приступить к проведению документальной выездной или фактической проверки. В соответствии с п.81.1. НК налогоплательщику до начала проверки должны быть  предъявлены (или направлены, что также является нововведением) следующие документы:

- направление на проведение проверки;

- копия приказа о проведении проверки;

- служебное удостоверение лиц, которые указаны в направлении на проведение проверки.

8.  Изменены размеры штрафных санкций, которые будут применяться к налогоплательщикам в случае доначисления налоговых обязательств, уменьшения суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения суммы НДС. Максимальный размер штрафа теперь составляет 50% суммы доначисленных налоговых обязательств (п.123.1. НК), а не 75%. Кроме того, пунктом 123.1. НК в новой редакции предусмотрено, что повышенный размер штрафа (50% суммы доначисления) применяется только в случае повторного на протяжении 1095 дней доначисления налоговых обязательств по тому же налогу.

9.  Новым пунктом, которым дополнен подраздел 10 раздела ХХ Налогового кодекса, прямо установлено, что штрафные (финансовые) санкции по результатам проверок, которые осуществляются контролирующими органами, применяются в размерах, предусмотренных законом, действующим на день принятия решения относительно применения таких штрафных (финансовых) санкций.        

10. Расширены возможности добровольной регистрации плательщиком НДС. Пункт 182.1. Налогового кодекса дополнен абзацем вторым следующего содержания: «Лицо, уставный капитал или балансовая стоимость активов (основных средств, нематериальных активов, запасов) которого превышает 300000 гривен, и которое не является плательщиком налога в соответствии с пунктом 181.1. статьи 181 этого Кодекса, может добровольно зарегистрироваться независимо от наличия осуществленных им налогооблагаемых операций и объема поставки товаров/услуг другим налогоплательщикам».

Также Законом о внесении изменений в Налоговый кодекс (законопроект № 8217) отменено ограничение, в соответствие с которым заявление на регистрацию плательщиком НДС должен подавать в налоговую инспекцию лишь руководитель предприятия лично.

11. Введен мораторий на осуществление мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности в отношении физических лиц-предпринимателей, которые не зарегистрированы плательщиками НДС, а также юридических лиц, уплачивающих единый налог по ставке 10%. Мораторий будет действовать до введения в действие положений относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Под действие моратория не подпадают субъекты хозяйствования, которые в соответствии с Законом «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» отнесены к субъектам с высокой степенью риска в той или иной сфере. Закон содержит еще ряд исключений из-под действия моратория.

Подробнее о моратории на проведение проверок можно прочитать здесь.


Дмитрий Гарный


Семинары по теме консультации


Возврат к списку