домой   контакт   поиск       войти

Закон о мерах предотвращения и противодействия коррупции № 1506-VІ. Что нас ждет с 1 января 2011 года?

     
 

20.12.2010

Внимание! 4 января Президент Украины подписал Закон «О признании утратившими силу некоторых законов Украины относительно предотвращения и противодействия коррупции» №2808-VI от 21.12.2010р. Со вступлением в силу  Закона № 2808-VI проанализированный ниже Закон "О мерах предотвращения и противодействия коррупции" утратит силу.

С 1 июля этого года в Украине действует новый Закон «О мерах предотвращения и противодействия коррупции» от 07.04.2011г. 3206-VI

Некоторые положения Закона Украины «О мерах предотвращения и противодействия коррупции»   № 1506-VІ от 11.06.2009 года беспокоят не только государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, но и представителей бизнеса.

На сегодняшний день Закон № 1506-VІ не введен в действие. Запланированная дата введения в действие «антикоррупционного» закона – 1 января 2011 года. То есть, как предполагается, уже с нового года предпринимателям и представителям юридических лиц частного права (негосударственных и некоммунальных предприятий, учреждений, организаций) придется привыкать к новым «правилам игры» - абсолютно непривычным и нехарактерным для украинской бизнес-среды. Но это только в случае, если депутаты не решат в третий раз отложить дату введения в действие Закона № 1506-VІ. Напомним, что указанный закон должен был вводиться в действие с 1 января 2010 года, но в конце прошлого года эту дату изменили на 1 апреля 2010 года, а в конце марта 2010 года утвердили повторную отсрочку.     

Итак, какие же нормы, беспокоящие частный бизнес, содержит «антикоррупционный» закон?

Как указано в преамбуле Закона № 1506-VІ, он определяет основные принципы предотвращения и противодействия коррупции в публичной и частной сферах общественных отношений.

Что такое коррупция?

В ч.1 ст.1 Закона дается определение ряда применяемых в нем понятий. Эти определения нам очень пригодятся, когда мы будем выяснять последствия нарушения предпринимателями и должностными лицами предприятий норм закона.

Коррупционное правонарушение определяется в абз.4 ч.1 ст.1 Закона как умышленное деяние, которое содержит признаки коррупции, совершенное лицом, указанным в ч.1 ст.2 этого Закона, за которое установлена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.

В соответствии со следующим, абз.5 ч.1 ст.1 Закона, коррупция – это использование лицом предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятие обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание/предложение или предоставление неправомерной выгоды такому лицу или по его требованию другим физическим и юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей.

Далее, как сказано в абз. 6 ч.1 ст.1, неправомерная выгода – это денежные средства или другое имущество, преимущества, льготы, услуги материального или нематериального характера, которые обещают/предлагают, предоставляют или получают безвозмездно или по цене, которая ниже минимальной рыночной, без законных на то оснований.

Запрет на трудовое совместительство и совмещение функций

Теперь поговорим непосредственно о тех положениях закона, которые с нового года могут существенно повлиять на практику ведения бизнеса в Украине.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.2 Закона о мерах предотвращения и противодействия коррупции субъектами ответственности за коррупционные правонарушения являются лица, которые постоянно или временно занимают должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных  обязанностей, или лица, специально уполномоченные на исполнение таких обязанностей в юридических лицах, а также физические лица-предприниматели.

Как известно, исполнение лицом организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей придает ему статус должностного (служебного) лица. Должностными лицами предприятий выступают, в первую очередь, руководитель и главный бухгалтер, но также ими могут признаваться другие работники, например, заместители руководителя, начальники отделов и управлений, заведующие складом.

Таким образом, субъектами коррупционных правонарушений наряду с госслужащими и служащими органов местного самоуправления признаны физические лица-предприниматели, руководители и главные бухгалтеры, другие должностные лица предприятий независимо от формы собственности.

На первый взгляд, ничего страшного в этом нет, если не совершать коррупционные правонарушения. Но Закон № 1506-VІ предусматривает ограничения для всех субъектов коррупционных правонарушений в праве совмещать их основную деятельность с другой оплачиваемой деятельностью.

Так, в соответствии с п.2 ч.1 ст.4 Закона о мерах предотвращения и противодействия коррупции субъектам ответственности за коррупционные деяния запрещается:

1)     заниматься другой оплачиваемой деятельностью или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики в спорте) непосредственно или через других лиц, если иное не предусмотрено законом;

2)      входить, в том числе через других лиц, в состав органов управления или наблюдательного совета предприятия или организации, которые имеют целью получение прибыли (кроме случаев, когда лицо осуществляет функции по управлению акциями (долями, паями), принадлежащими государству в совете общества (наблюдательном совете), ревизионной комиссии хозяйственного общества), если иное не предусмотрено законом.

Простыми словами, после введения в действия «антикоррупционного» закона физические лица-предприниматели (независимо от того, есть ли у них хозяйственные операции) не смогут работать по найму на предприятиях, а также не смогут выступать учредителями юридических лиц, т.к. учредитель является членом высшего органа управления юридического лица (в ООО это общее собрание учредителей).

Лицо, которое занимает должность руководителя (директора, генерального директора, председателя правления и т.д.) юридического лица, главный бухгалтер и другие должностные лица также не смогут работать по совместительству на другом предприятии (независимо от должности, которую они там занимают). Работать главбухом или руководителем по совместительству (на полставки) тоже будет запрещено. Указанные лица также будут ограничены в праве учреждать предприятия или состоять учредителями, членами органов управления действующих предприятий. Существенное исключение из этого правила – это право учредителя юридического лица (по крайней мере, ООО) быть руководителем этого же юридического лица, поскольку такое совмещение функций косвенно предусмотрено ч.2 ст.145 Гражданского кодекса Украины.

Будут ли за это наказывать?

Мы не беремся делать прогнозы относительно очередного перенесения даты введения в действие Закона № 1506-VІ или относительно внесения изменений в этот закон. Если никаких изменений не произойдет, то указанные ограничения, так или иначе, коснутся частного бизнеса.

Безусловно, очень многие ФЛП и должностные лица предприятий не успеют привести свою деятельность в соответствие с установленными ограничениями. А многие и не захотят это делать – решат подождать реакции со стороны государственных органов.

Если вернуться к определениям, которые приведены в начале этой консультации, то можно сделать, как минимум, два вывода:

- нарушение установленных Законом № 1506-VІ ограничений о совместительстве не является коррупционным правонарушением (абз.4 ч.1 ст.1), так как само по себе не содержит признаков коррупции (абз.5 ч.1 ст.1). Хотя в ст.ст. 212-24, 212-25 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП),  разделе 4  Закона № 1506-VI такие нарушения почему-то именуются коррупционными правонарушениями  (административными);

- заработная плата, выплаченная работнику, который в нарушение установленных ограничений еще на какой-то фирме числится руководителем или главным бухгалтером, не может считаться неправомерной выгодой  (абз.6 ч.1 ст.1).

Второй вывод особенно важен потому, что ст.212-21 КУоАП предусмотрена ответственность за получение неправомерной выгоды субъектами коррупционных правонарушений, в том числе физическими лицами-предпринимателями и должностными лицами юридических лиц частного права.

Также в КУоАП (упомянутые выше ст.ст. 212-24, 212-25) предусмотрена административная ответственность как раз за нарушение указанных выше ограничений, а именно за нарушение ограничений относительно осуществления предпринимательской деятельности и ограничений относительно совместительства, а также за незаконное вхождение в состав правления или других руководящих органов субъектов хозяйствования. Правда, отвечать за такие нарушения будут только субъекты, указанные в п.1 ч.1 ст.2 Закона о мерах предотвращения и противодействия коррупции (депутаты, госслужащие, судьи и т.д.). Для физических лиц-предпринимателей и должностных лиц предприятий частного права такая ответственность за нарушение ограничений не установлена.

Вместе с тем, ст.19 Закона № 1506-VI предусмотрен механизм увольнения с соответствующих должностей лиц, которые нарушают указанные выше ограничения. На сегодняшний день реализовать этот механизм будет проблематично.

Какие именно меры воздействия будут применяться к лицам, нарушающим ограничения относительно совместительства, – покажет время. Но мы практически уверены, что такие нарушения будут рассматриваться некоторыми органами в качестве формального основания для отказа в удовлетворении законных требований предпринимателей или предприятий. Нам уже известны случаи неофициального отказа работников налоговых органов в принятии заявления на получение предприятием статуса плательщика НДС на том основании, что руководитель этого предприятия числится еще на какой-то фирме как совместитель. Правда, какая здесь связь между нарушением ограничений о совместительстве и отказом в выдаче предприятию свидетельства плательщика НДС – непонятно. Тем более  что Закон № 1506-VІ еще не введен в действие. Не приходится сомневаться и в том, что вопрос о неправомерном совместительстве займет свое достойное место в «вопроснике» УБЭПа и других контролирующих органов в ходе проверок предприятий.

Дмитрий Гарный


Семинар по теме

 


Возврат к списку