домой   контакт   поиск       войти

Что нужно знать о выемке бухгалтерских документов?

     
 

24.02.2014

В ближайшие месяцы следует ожидать усиления отработки клиентов конвертационных центров, которые создавались в последние несколько лет.

Предприятия, сформировавшие налоговый кредит (расходы) по бестоварным операциям с «фиктивными» контрагентами столкнутся с двумя основными процедурами:

- внеплановыми документальными проверками с доначислением налоговых обязательств по НДС и налогу на прибыль

- выемкой органами налоговой милиции документации по взаимоотношениям с «конвертами».

Предлагаем остановиться на основных правовых аспектах выемки бухгалтерских документов.

Какими нормами законодательства регулируется процедура выемки?

На сегодняшний день указанная процедура регулируется нормами главы XV Уголовного процессуального кодекса Украины (УПК) – «Временный доступ к вещам и документам».

На каком основании орган следствия может провести выемку документации? 

Согласного нового УПК выемка может проводиться в рамках временного доступа к вещам и документам. В соответствии с ч.2 ст.159 УПК временный доступ к вещам и документам осуществляется на основании  определения следственного судьи (суда). Выемка документов предприятия возможна только в том случае, если это непосредственно предусмотрено определением следственного судьи.

Имеет ли право предприятие получить копию определения о временном доступе к вещам и документам?

Да, в соответствии с ч.2 ст.165 УПК лицо, указанное в определении как владелец вещей и документов, вправе получить от лица, получившего временный доступ, оригинал определения для ознакомления и копию этого определения. 

Ранее в УПК существовала норма о том, что орган следствия после проведения выемки обязан предоставить по требованию предприятия заверенные копии изъятых документов. Что является доказательством изъятия документов по действующему Кодексу?

При выемке бухгалтерских или иных документов предприятию остается опись изъятых документов (ч.3 ст.165 УПК). Рекомендуем предприятиям и предпринимателям особенно внимательно относиться к составлению описи. Если у вас изымаются документы, подтверждающие определенные показатели налоговой отчетности (налоговые накладные, акты оказанных услуг, товарно-транспортные накладные и т.д.) их необходимо детально перечислить в описи изымаемых документов с указанием реквизитов. В дальнейшем, если деятельность предприятия станет объектом налоговой проверки, такая опись послужит доказательством изъятия определенных документов.

Важно!

Помните, что временный доступ к вещам и документам с выемкой их копий или оригиналов – это всего лишь способ получения следователем доказательств по уголовному производству в отношении вашего контрагента или другого нарушителя. Выемка, которая у Вас проводится, не направлена на выявление допущенных вами нарушений законодательства. Негативные последствия выемки возникают, как правило, только в том случае, если суммы незаконного сформированного налогового кредита привели к фактической недоплате налога в бюджет в значительном размере, что может быть квалифицировано как преступление в соответствии со статьей 212 Уголовного кодекса Украины. 

Поэтому рекомендуем проходить процедуру выемки строго в соответствии с нормами УПК и не принимать предложения «закрыть вопрос», если такие предложения исходят от работников правоохранительных органов или недобросовестных юристов. 

Семинар «Правовая защита бизнеса»

kievbusinesscentre.com.ua


Возврат к списку