домой   контакт   поиск       войти

Налоговая реформа – 2015: обзор основных изменений

     
 

31.12.2014

Налоговая  реформа – 2015: обзор основных изменений

Налоговая  реформа – 2015: обзор основных изменений

В последних числах декабря 2014 года Верховная Рада Украины приняла пакет законов о налоговой реформе в Украине. Депутаты проголосовали за кардинальные изменения, которые касаются практически всех налогов в Украине. Реформа системы налогообложения в Украине коснется не только предприятий, но и граждан. Рассмотрим основные изменения в налоговых законах, которые вступают в силу в 2015 году.

Изменения в системе налогообложения Украины

Кардинальные изменения в налогообложении юридических лиц и граждан призваны упростить и удешевить систему администрирования налогов, а также дополнительно привлечь в бюджет государства 40 млрд. грн. в год.

С этой целью с 2015 года в Украине уменьшается количество налогов: с 22 до 9. Некоторые налоги не упразднены полностью, а лишь трансформированы по принципу «два в одном»: например, фиксированный сельскохозяйственный налог стал 4-й группой единого налога. Налогов стало меньше, но сложность их администрирования, на наш взгляд, не повлияла на упрощение ведения бизнеса в Украине.

Налоговый компромисс для бизнеса

25 декабря 2014 года принят Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса», которым предусмотрена процедура налогового компромисса. Налогоплательщики добровольно декларируют заниженные налоговые обязательства по НДС и налогу на прибыль в любом налоговом периоде до 01.04.2014 г. и доплачивают в бюджет 5% от суммы незаконно минимизированных налоговых обязательств. В этом случае налогоплательщик освобождается от возможной ответственности за указанные нарушения.

Сроки процедуры - первое полугодие 2015 года. В дальнейшем не исключены внеплановые документальные проверки предприятий, которые отказались принимать участие в процедуре. Подробнее о налоговом компромиссе в Украине

Налог на прибыль

Раздел III Налогового кодекса Украины изложен в новой редакции.  Для плательщиков налога на прибыль финансовый результат будет рассчитываться по стандартам бухгалтерского учета. Но для предприятий с годовым доходом более 20 млн. грн. финансовый результат предприятия будет корректироваться на разницы, которые увеличивают или уменьшают объект налогообложения. Среди налоговых разниц следует отметить корректировку финансового результата для налогообложения в сторону увеличения на 30% стоимости товаров, работ, услуг, приобретенных у плательщиков единого налога (кроме плательщиков ЕН с НДС).

До 2015 года корректировка прибыли для налогообложения происходила путем корректировки доходной и/или расходной части, например, исключения из состава расходов тех статей, которые не связаны с хозяйственной деятельностью предприятия. Теперь доходы и расходы будут совпадать с данными бухгалтерского учета, а субъекты с годовым доходом в пределах 20 млн. грн. вправе не корректировать финансовый результат на налоговые разницы, предусмотренные Налоговым кодексом. По данным статистики ГФС, количество таких субъектов в Украине - 95%.

Изменены сроки предоставления налоговой декларации по налогу на прибыль за 2015 год, отчетность следует подать до 1 июня 2016 года. Также плательщики налога на прибыль (кроме новосозданных и тех, чей доход не превышает 20 млн.грн. в год) уплачивают авансовые взносы по налогу на прибыль ежемесячно исходя из суммы фактически полученного дохода на месяц, без предоставления налоговой декларации.

Для юридических лиц плательщиков налога на прибыль, которые пребывали на "налоговых каникулах", рассчитывая налог на прибыль по ставке 0%, норма осталась работающей  до 01.01.2016 г.

Налог на добавленную стоимость

Администрирование налога на добавленную стоимость переходит в новую эру – электронную. В тексте налогового закона (законопроект № 1578) сохранились нормы об электронном администрировании НДС и функционировании НДС-счетов. Система электронного администрирования НДС (СЭА) представляет собой аналитический учет НДС в разрезе налогоплательщиков, при котором информация обо всех операциях по НДС будет видна он-лайн в виде  электронного лицевого счета налогоплательщика.

Полноценный старт СЭА запланирован с 01.04.2015 г., но для налогоплательщиков предусмотрен переходный период с 01.02.2015 г. до 30.06.2015 г. В переходном периоде к налогоплательщикам не будут применяться штрафы за нарушения сроков регистрации налоговых накладных в Едином реестре (ЕРНН), а также регистрация налоговых будет проходить без ограничений.

Право на налоговый кредит субъектов хозяйствования больше не привязывается к связи с хозяйственной деятельностью налогоплательщика: в состав налогового кредита будут относиться все приобретения товаров и услуг с НДС. Но для корректировки будет применяться механизм начисления налоговых обязательств на стоимость товаров и услуг, которые не применяются в хозяйственной деятельности (например, ранее они не давали права на налоговый кредит по НДС).

Сам факт  введения СЭА и НДС-счетов вызывает очень негативное отношение у бизнеса, в частности из-за вымывания оборотных средств предприятий и усложнения учета и отчетности. Читайте больше об НДС в 2015 году.

Упрощенная система налогообложения. Единый налог

Упрощенную систему налогообложения также «упростили». От прежних шести групп единщиков останется только три, большинство субъектов попадает в 3-ю группу, 4-я группа ЕН представляет собой фиксированный сельхозналог.

Увеличены пределы доходов для предпринимателей: 1-я группа ЕН – до 300 000 грн. вместо 150 000 грн., 2-я группа ЕН – до 1 500 000 грн. вместо 1 000 000 грн., 3-я группа ЕН – до 20 000 000 грн. вместо 3 000 000 грн. для физлиц и  5 000 000 грн. для юрлиц. Также для плательщиков единого налога 3-й группы снижены ставки единого налога: до 2% с НДС или 4% без НДС. Доходом плательщиков единого налога, которые работают по договорам комиссии, будет считаться только их вознаграждение.

Таким образом, можно сделать вывод, что упрощенная система для многих субъектов станет более привлекательной, чем общая.

Налог на доходы физических лиц

Базовые ставки НДФЛ предусмотрены на уровне 15% и 20% (вместо 15% и 17%). Ставка НДФЛ 20%  будет применяться к месячным доходам, превышающим десятикратный размер минимальной заработной платы (свыше 12180 грн.). Кроме того, ставка налога в размере 20% будет применяться к доходам в виде роялти, процентов по вкладам, прибыли из институтов совместного инвестирования (ИСИ) и дивидендам (кроме дивидендов, выплаченных плательщиками налога на прибыль, по этим выплатам ставка налога составляет 5%).

Граждане, получающие доход от двух и более налоговых агентов, обязаны подавать годовую налоговую декларацию физического лица с целью годового перерасчета НДФЛ. К доходу до 120 минимальных зарплат будет применяться ставка 15%, свыше – 20%.

Двойная ставка от базового размера 15% (то есть 30%) будет применяться к доходам физических лиц, определенным непрямыми методами (по суммам расходов, которые не подтверждены налогооблагаемыми у источника выплаты доходами, ст. 39-2 НКУ). Сведения в налоговую службу о приобретениях граждан по закону должны подавать налоговые агенты: предприятия и прочие субъекты хозяйствования.

 

Реформа ЕСВ

Законопроект № 1573, за который депутаты проголосовали 29.12.2014г. предусматривает поэтапное снижение ЕСВ. В 2015 году — 65 % от базовой ставки, 2016 год – 52 % от базовой ставки, с 2017 год – 40 % от базовой ставки. К начисленной заработной плате, размер которой превышает двукратный размер минимальной заработной платы, применяется базовая ставка ЕСВ (около 37%).

При этом усиливается контроль за соблюдением законодательства о труде и ответственность работодателя за нарушения в сфере оплаты труда (штрафные санкции в значительных размерах).

Амнистия капиталов физических лиц

В проекте изменений предлагалось гражданам Украины подать так называемую «нулевую декларацию» в которой разово задекларировать активы (имущество), которые у него есть в наличии по состоянию на 01.01.2015 г., денежные средства, корпоративные права и акции, в том числе иностранных компаний. Имущество и средства, указанные в такой декларации, налогообложению не подлежали бы.

В окончательном тексте опубликованного закона эта норма отсутствует. Тем не менее, до 1 марта 2015 года Кабмин должен разработать новый законопроект относительно "нулевой" декларации и метода контроля доходов граждан.


Обращение наличности

С целью предотвращения теневого оборота наличных средств законодатели вводят с 01.07.2015 г. обязательное применение регистраторов расчетных операций для физических лиц на упрощенной системе налогообложения (ФЛП ЕН) 2-й группы, с 01.01.2016г. – единщиков 3-й группы. Нововведение не распространяется на субъектов, осуществляющих торговлю на рынках и выездную торговлю.

Прочие изменения

В пакете реформ также приняты изменения в налогообложении налогом на недвижимость. Также граждан коснется введение транспортного налога на автомобили, которые были в использовании до 5 лет, с объемом двигателя  3 000 куб.см. для бензиновых двигателей, 2 500 куб.см. для дизельных двигателей. Ставка налога составит 25 000 грн. за каждый автомобиль в год.

По слова премьер-министра Украины, нынешнее реформирование налоговой системы Украины является лишь основой, в которую будут вноситься изменения в течение всего 2015 года.

kievbusinesscentre.com.ua


Возврат к списку